Зимний пуск "Ангары" | ||
Все работы по подготовке к декабрьскому запуску "Ангары" идут в соответствии с графиком. Роскосмос предусмотрел запасы по времени на случай возникновения нештатных ситуаций. Москва. 23 октября. ИНТЕРФАКС-АВН - Подготовка к первому пуску тяжелой ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Плесецк (Архангельская область) идет по плану, сам пуск состоится 25 декабря, заявил начальник Управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг в Москве. "Пока мы планируем, что выйдем на пуск в декабре этого года. Ранее рассматривалась дата 25 декабря", - сказал А.Мазурин. "Есть определенные запасы по времени для решения нештатных ситуаций", - отметил А.Мазурин. Согласно материалам, распространенным на пресс-конференции Службой информационной политики Роскосмоса, программа испытаний ракеты-носителя "Ангара" предусматривает проведение десяти ее запусков, из них два первых - с макетами, последующие - с реальными космическими аппаратами. По подсчетам Роскосмоса, стоимость одного пуска ракеты "Ангара-А5" составит $95-105 млн, что примерно в два раза ниже, чем у американских и европейских ракет такого же класса. Стоимость пусков ракет "Атлас-5-551", "Дельта-4 Хэви" и "Ариан-5", по данным Роскосмоса, колеблется в пределах от $180 млн до $255 млн. Представитель Роскосмоса отметил, что новая ракета-носитель "Ангара" даст России независимый доступ в космос и возможность выйти на новый уровень технологического развития. "Космический ракетный комплекс "Ангара" призван обеспечить независимость Российской Федерации с точки зрения вывода в космос всех типов космических аппаратов. В данном случае мы будем иметь на территории России носитель, который позволит выводить тяжелые космические аппараты, в том числе - на геостационарную орбиту", - сказал А.Мазурин. Он отметил, что все комплектующие новой ракеты - отечественного производства, что обеспечивает технологическую безопасность России. Кроме того, на "Ангаре" будет использоваться экологически чистое топливо - кислород и керосин. "Ангара-А5" будет выводить все типы космических аппаратов, для запуска которых ранее использовался "Протон". С помощью "Ангары", добавил А.Мазурин, будут отрабатываться компоненты будущего российского пилотируемого корабля - в беспилотном режиме. В свою очередь, заместитель генерального директора ГКНПЦ имени Хруничева - генеральный конструктор КБ "Салют" Юрий Бахвалов отметил, что "Ангара" - это первый российский носитель, доведенный до стадии летных испытаний. Первый пуск ракеты "Ангара-1.2ПП" состоялся в июле 2014 года с космодрома "Плесецк", вскоре состоится первый пуск тяжелой "Ангары-А5". "На сегодняшний день идут испытания ракеты-носителя на техническом комплексе, все работы идут в соответствии с намеченным графиком", - сказал Юрий Бахвалов. Он отметил, что при создании "Ангары" использовалось множество принципиально новых технических решений и новых технологий. В частности, это первая в мире ракета, которая собирается из одинаковых унифицированных ракетных модулей (УРМ), что значительно сокращает издержки при производстве. "Пока это единственный в мире носитель, который построен по такой модульной схеме. Хочу обратить ваше внимание, что в Китае разрабатывают новый носитель по такой же схеме, этот же принцип будет использован в европейской ракете "Ариан-6", - подчеркнул он. В "Ангаре" широко используются композитные материалы: например, трубы для подачи топлива сделаны из пластика, что снижает массу и упрощает конструкцию. Для "Ангары" создана система автоматизированной подготовки к запуску, которая позволяет не только следить за подготовкой, но и вмешиваться в случае необходимости. В свою очередь, замгендиректора Космического центра имени Хруничева - генконструктор КБ "Салют" Юрий Бахвалов рассказал, что при создании "Ангары" использовалось множество принципиально новых технических решений и новых технологий. В частности, это первая в мире ракета, которая собирается из одинаковых унифицированных ракетных модулей, что значительно сокращает издержки при производстве. "Пока это единственный в мире носитель, который построен по такой модульной схеме. Хочу обратить ваше внимание, что в Китае разрабатывают новый носитель по такой же схеме, этот же принцип будет использован в европейской ракете "Ариан-6", - подчеркнул он. В "Ангаре" широко используются композитные материалы: например, трубы для подачи топлива сделаны из пластика, что снижает массу и упрощает конструкцию. Для "Ангары" создана система автоматизированной подготовки к запуску, которая позволяет не только следить за подготовкой, но и вмешиваться в случае необходимости. Ю.Бахвалов сказал, что разработано или находится на этапе разработки четыре типа ракет семейства "Ангара". Первый элемент использовался в составе первой ступени южнокорейской ракеты "KSLV". Но дальнейших перспектив проект пока не имеет. По его словам, это связано с тем, что южнокорейские специалисты планируют в дальнейшем создавать образцы ракетной техники с использованием только национальных сил и ресурсов, без привлечения России. Второй специальный носитель был предназначен для состоявшегося в июле первого пуска с космодрома Плесецк ("Ангара-1.2ПП" - ИФ-АВН), третий носитель - "Ангара-А5" готовится к испытательному пуску в декабре. Четвертым типом ракеты станет "Ангара-1.2". "Планируется выведение на этап летных испытаний ракеты "Ангара-1.2" в 2016 году", - сказал Ю.Бахвалов. По его словам, легкая ракета-носитель предназначена для выведения грузов на низкие солнечно-синхронные орбиты. Тяжелая "Ангара" будет выводить грузы на геопереходные и геостационарные орбиты. "Планируется создание пятого носителя "Ангара-А3". Эта задача находится в начальной стадии", - сказал Ю.Бахвалов, рассказывая о ракете средней грузоподъемности. Для тяжелой "Ангары" планируется использование трех типов разгонных блоков в качестве "четвертой ступени". На первых порах планируется использовать разгонные блоки "Бриз-М" и "ДМ". "И самое главное, создается новый разгонный блок на кислородно-водородном топливе, что позволит нам конкурировать на равных со всеми нашими зарубежными партнерами", - сказал Ю.Бахвалов. Кроме того, Космический центр имени Хруничева предлагает создать сверхтяжелую ракету на базе ракеты "Ангара", но пока не получил одобрения со стороны Роскосмоса, сообщил Ю.Бахвалов. "Предельной с точки зрения технического создания является "Ангара-А7". Она не фигурирует ни в каких программах, это наше предложение, которое мы довели до руководящих органов. Будет ли она создаваться - будет зависеть от задач, которые будут поставлены Роскосмосом. Пока таких планов нет", - сказал он. Тему о сверхтяжелой ракете подхватил А.Мазурин, который сообщил, что в Роскосмосе ведется проработка технических предложений по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя грузоподъемностью до 130-160 тонн. "Мы ожидаем к концу года получить технические предложения по сверхтяжелому носителю от ведущих предприятий отрасли", - сказал он. По словам А.Мазурина, рассматривается целое семейство сверхтяжелых ракет-носителей, начиная от грузоподъемности 80 тонн до 130-160 тонн. На первом этапе планируется разработать технические предложения по возможности создания таких носителей, которые позволят оценить экономику вопроса, технические риски и другие вопросы. А.Мазурин сообщил, что разрабатываемая в России Лунная программа требует создания новых средств выведения, в том числе сверхтяжелых носителей с массой выводимой полезной нагрузки более 50 тонн. "Мы рассматриваем носитель для Лунной программы (с массой полезной нагрузки) порядка 80 тонн", - сказал представитель Роскосмоса. На втором этапе, по его словам, возможна разработка ракеты-носителя, способной выводить полезные нагрузки массой 130-160 тонн для "выведения более совершенных нагрузок". А.Мазурин сообщил, что после получения технических предложений от предприятий ракетной отрасли с обликом перспективного носителя будет организована проработка технических заданий на сверхтяжелый носитель. "Дальше будет принято решение на организацию работ, естественно, при принятии положительного решения по данному проекту в целом", - сказал А.Мазурин. Он отметил, что при принятии решения будет учитываться, что "стоимость проекта будет достаточно высокой". Помимо того, представитель космического агентства сообщил, что Роскосмос разрабатывает многоразовые ракеты-носители с возвращаемой первой ступенью. "Они находятся в стадии научной проработки, но они проводились и проводятся", - сказал А.Мазурин. Фото ГКНПЦ им. Хруничева
|
||