Горизонты ГЛОНАСС | ||
Сегодня во всем мире только две страны - Россия и США - имеют действующие развернутые спутниковые навигационные системы. И этот красноречивый факт надо иметь в виду всем, кто скептически оценивает возможности нашей страны в освоении высоких технологий. Российская система ГЛОНАСС пока еще уступает по точности американской GPS, но ее прогресс в последние годы не подлежит сомнению. Об этом идет речь на 8-м Международном навигационном форуме. Москва. 24 апреля. ИНТЕРФАКС-АВН - Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС будет пополняться новыми спутниками по мере необходимости, а ее точность постепенно приближается к американской системе GPS, заявил на открытии международного форума по спутниковой навигации в Москве руководитель администрации президента Сергей Иванов. "Дальнейшее пополнение группировки будем производить по мере необходимости - при исчерпании ресурса действующих аппаратов. Когда мы начинали развертывать спутниковую группировку, основные средства шли на создание космических аппаратов. Это - дорогое удовольствие. Теперь, когда у нас группировка создана, все больше средств из ФЦП "ГЛОНАСС" идет на оснащение аппаратурой, создание наземной инфраструктуры", - сказал С.Иванов. "За последние годы заметно повысилась точность навигационной системы", - сказал глава администрации президента. По его словам, на сегодняшний момент она составляет 2,9 метра. Точность GPS составляет 1,8 метра. "GPS по-прежнему нас опережает, но разрыв продолжает сокращаться. Мы догоняем", - сказал С.Иванов. Он отметил, что Россия и дальше намерена улучшать качественные характеристики системы ГЛОНАСС, укреплять космическую и наземную инфраструктуру. В том числе, отметил он, будет повышаться устойчивость системы ГЛОНАСС к любым внешним воздействиям, совершенствоваться навигационная картография, стимулироваться создание отечественных электронных компонентов. "Только за счет этого мы сможем сделать использование ГЛОНАСС по-настоящему массовым и на внутреннем, и на внешнем рынках", - сказал он. С.Иванов напомнил, что с этого года началась опытная эксплуатация системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", которая призвана максимально сократить время помощи при ДТП. "Рассчитываем, что уже со следующего года "ЭРА-ГЛОНАСС" будет введена в промышленную эксплуатацию, причем не только в Российской Федерации, но и во всех странах Таможенного союза", - сказал глава администрации президента. Он сообщил о том, что наземный сегмент Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС пополнят 50 измерительных станций, размещенных за пределами России. "Будем повышать конкурентоспособность российских навигационных услуг. Для этого создадим наземный измерительный сегмент за рубежом. В перспективе или в идеале нам бы хотелось иметь около 50 станций сбора данных на территории 36 государств. Это гарантирует еще более устойчивую работу ГЛОНАСС", - сказал С.Иванов. Пока, напомнил он, такие станции есть только в Антарктиде и Бразилии. С.Иванов отметил, что Россия, Казахстан и Белоруссия продолжат создание единого навигационного пространства. "Среди наших приоритетов - создание единого навигационного пространства России, Казахстана и Белоруссии. Соответствующие договоренности, письменные договоренности уже достигнуты", - сказал С.Иванов. По словам С.Иванова, "в рамках реализации данной инициативы планируется интегрировать национальные системы навигации, повысить качество и надежность услуг". В свою очередь, выступивший на форуме , вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что США пока не дают разрешения России развернуть на своей территории наземную инфраструктуру системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, несмотря на то, что на территории РФ действуют 11 приемников калибровочных сигналов американской навигационной системы GPS. "В последние месяцы мы стали свидетелями политически мотивированных ограничений со стороны США", - сказал он. Вице-премьер отметил, что "ключевым направлением применения системы ГЛОНАСС остается обеспечение обороны и безопасности". Д.Рогозин напомнил, что "в соответствии с российско-американскими соглашениями с середины 90-х годов прошлого столетия на территории 10 субъектов РФ работают 11 приемников калибровочных сигналов американской навигационной системы GPS". "Когда мы поставили вопрос о развертывании аналогичной инфраструктуры в США - вдруг это стало проблемой. Мы плохо понимаем, почему", - сказал вице-премьер. "Будем работать с американскими коллегами, чтобы такая инфраструктура появилась там в ближайшее время", - добавил он. По его оценке, "само наличие такой навигационной системы и наземной инфраструктуры есть признак высокотехнологичной державы, каковой является Россия наравне с США". С.Иванов и Д.Рогозин осмотрели ряд экспозиций на выставке "Навитех-2014", которая открылась вместе с навигационным форумом. В частности, их познакомили с первыми результатами опытной эксплуатации системы экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС". "На стенде Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" мы хотим вам продемонстрировать работу системы "ЭРА-ГЛОНАСС", - сказал, обратившись к С.Иванову и Д.Рогозину, президент НП Александр Гурко, проводивший экскурсию по выставке. "С этого года система введена в опытную эксплуатацию, а со следующего года планируется ее ввод в промышленную эксплуатацию", - рассказал А.Гурко. С.Иванову и Д.Рогозину рассказали, что система "ЭРА-ГЛОНАСС" будет работать не только на территории России, но в перспективе - на территории стран Таможенного союза, а также Европы. "Сейчас проектируется система "Эра-РБ" (в Белоруссии, - "ИФ-АВН") и "ЭВАК" (в Казахстане, - "ИФ-АВН")", - рассказал А.Гурко. Высокопоставленным гостям продемонстрировали, как осуществляется вызов в системе "ЭРА-ГЛОНАСС" при автомобильной аварии, отметив при этом необходимость отдельных колл-центров для системы, которые отсеивают ложные сигналы при случайном нажатии кнопки вызова. После этого гостям продемонстрировали приложение по коммерциализации системы "ЭРА-ГЛОНАСС", в частности, для взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам, взимания транспортного налога. "Здесь крайне важно увязать эти системы с Росграницей", - прокомментировал Д.Рогозин. По его словам, это позволит отслеживать въезд на территорию России иностранного автотранспорта. "Особое внимание - на Калининградскую область. Через нее многие едут транзитом", - поставил задачу Д.Рогозин. "Включим в техническое задание", - ответил А.Гурко. Гостям сообщили, что на содержание системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в текущем году выделена только половина необходимой суммы. "Мы это обязательно учтем при формировании бюджета на следующий год", - отметил Д.Рогозин. С.Иванов и Д.Рогозин ознакомились также с технологиями низкоорбитальной системы спутниковой связи "Гонец", которая способна предоставить связь в непокрытых сотовыми сетями регионах России. "Поскольку "Гонец" - это единственная отечественная низкоорбитальная система спутниковой связи, мы обратились в Минтранс и провели огромную работу по испытанию системы и сравнению ее с иностранными конкурентами. Испытания мы провели в Якутии на всех видах транспорта - железнодорожном, автомобильном, речном и морском", - сказал, представляя систему, президент компании "Гонец" Дмитрий Баканов. "Железнодорожная там всего одна ветка", - прервал его С.Иванов. "На ней и проводили. Что показала статистика? Есть трасса "Колыма". Там плохая примета - ездить из Якутии в Магадан, поэтому мы ехали из Магадана в Якутию. Трасса 2000 км. Покрытие сотовой связью не превышает 15%", - продолжил рассказ Д.Баканов. "Я знаю эту трассу, если ее можно назвать трассой", - прокомментировал глава администрации президента. По словам Д.Баканова, в целом покрытие сотовыми сетями территории России не превышает 20%, поэтому эффективным решением является использование спутниковых систем связи. "На данный момент в орбитальной группировке насчитывает шесть космических аппаратов. 4 июля мы выводим еще три космических аппарата с Плесецка и на конец года либо на первый квартал 2015 года мы выходим еще с тремя аппаратами", - рассказал Д.Баканов. "И будет полная группировка?", - спросил С.Иванов. "Группировка полная будет по старому техническому заданию. По новому - 24 космических аппарата", - ответил ему Д.Баканов. "Здесь, как с ГЛОНАСС, 24 космических аппарата получается?", - спросил С.Иванов. Об орбитальной группировке главе администрации президента рассказал гендиректор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева" Николай Тестоедов, предприятие которого производит спутники системы "Гонец": "Для России хватает 12, а 24 - для глобального охвата". "Как с ГЛОНАСС", - констатировал С.Иванов. Д.Баканов рассказал, что компания уходит в своих решениях от продажи потребителям спутникового канала связи и переходит к продаже конечного решения. "Потому что потребителю неважно, сколько наземных станций, сколько космических аппаратов на орбите. Ему важно конечное решение", - сказал Д.Баканов. Он продемонстрировал С.Иванову и Д.Рогозину терминал системы "Гонец", который переключает связь с сотовой на спутниковую в случае выхода абонента из зоны действия сотовых сетей. Определение координат абонента производит встроенный приемник ГЛОНАСС/GPS. Терминалы спутниковой системы "Гонец", пояснил Д.Баканов, будут совместимы с аппаратурой системы экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" как на уровне "железа", так и по программному обеспечению. После демонстрации приемника С.Иванова поинтересовался количеством наземных станций системы "Гонец". "Сейчас три станции - в Москве, Железногорске Красноярского края и Южно-Сахалинске. Таким образом, мы покрываем всю территорию России и акватории", - рассказал Д.Баканов. "Арктику берете? До полюса?", - спросил С.Иванов. "Обязательно", - ответил Д.Баканов. В VIII Международном навигационном форуме приняли участие более 1000 делегатов: представители федеральных и региональных органов государственной власти РФ, представители органов власти стран СНГ, делегаты ведущих российских и зарубежных навигационных, информационных, автомобильных и других компаний, работающих в сфере навигации и смежных отраслях. 6-я Международная выставка "НАВИТЕХ-2014" объединила ведущих российских и зарубежных разработчиков и производителей навигационного оборудования и программного обеспечения. 60 компаний из 6 стран: Белоруссии, Израиля, Канады, Китая, Литвы, России, США, Украины.
|
||