Сохранить логин и пароль

Газпром готовит сборку улучшенного советского судового двигателя, наметил развитие модели

03.07.2023 20:58:30
       Москва. 3 июля. ИНТЕРФАКС - "Газпром" (MOEX: GAZP) готовится начать производство собственными силами улучшенной версии популярной модели советского судового двигателя. Также в концерне подготовили план дальнейшего его усовершенствования: с повышением коэффициента полезного действия и мощности.
       На предприятии "Тюменские моторостроители" (входит в группу "Газпром энергохолдинг индустриальные активы") будет выпускаться газотурбинный двигатель мощностью 16 МВт. В рамках проекта он получил название ТМ-16.
       Модель представляет собой улучшенную версию разработанного в Николаеве Украинской СССР ГТД ДГ90. Это один из самых массовых приводов нагнетателей природного газа. На компрессорных станциях "Газпрома" сейчас эксплуатируется более 300 таких двигателей.
       Заместитель начальника департамента ПАО "Газпром" Андрей Бронников отмечает: "Его широкое применение обусловлено высокой надежностью, ремонтопригодностью, конкурентной стоимостью. Производство данного ГТД началось в 1989 году, однако вопросам модернизации не уделялось достаточного внимания. Как следствие, на сегодняшний день ДГ90 не удовлетворяет современным требованиям с точки зрения эффективности и экологичности".
       "Разрыв кооперационных связей между предприятиями усложнил ситуацию, и сейчас необходимо принимать решения по освоению изготовления ДГ90 на территории РФ и его совершенствованию", - пишет Бронников с соавторами из ПАО "Тюменские моторостроители", ООО "НПФ "Теплофизика" (Уфа), Тюменского госуниверситета и Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) на страницах журнала "Газовая промышленность".
       Выпуск модели ТМ16 - это первый этап модернизации двигателя ДГ90. Он предусматривает увеличение КПД с 34,1% до 35%. Этого планируется достичь за счет применения новых суперсплавов с повышенной жаропрочностью для лопаток, нового профилирования лопаток компрессора низкого и высокого давления. Также планируется улучшить экологические характеристики камеры сгорания.
       Выпуск головного образца двигателя ТМ16 запланирован на 2025 год.
       "В перспективе ТМ-16 может быть использован, в том числе, для замещения выработавших ресурс импортных двигателей аналогичной мощности", - сообщил "Газпром" по итогам подписанного с Тюменской областью соглашения на ПМЭФ-2023. Завод "Тюменские моторостроители" обеспечит разработку конструкторской и технологической документации, на основе которой будет изготовлен опытный образец двигателя с высокими технико-экономическими и экологическими характеристиками.
       Генеральный директор ПАО "Тюменские моторостроители" Станислав Гуц прокомментировал "Интерфаксу": "Реализация проекта ТМ-16 - это важный стимул для выхода на качественно новый уровень развития нашего предприятия. Накопленный на тюменской производственной площадке опыт капитального ремонта и технического обслуживания ГТД и ГПА, позволяет найти наиболее оптимальные конструкторские и технологические решения для создания современного газотурбинного двигателя, совместив все лучшие наработки в двигателях предыдущих поколений и современные инновационные материалы и технологии".
       ПЕРСПЕКТИВА
      
       Второй этап (модель ТМ16М) предусматривает доведение КПД двигателя до 37,5% за счёт умеренного увеличения предельных параметров термодинамического цикла, аэродинамического совершенствования лопаточных аппаратов и системы охлаждения. "Новые методики проектирования ЦИАМ позволяют существенно улучшить аэродинамическую эффективность тракта, а достижения ВИАМ (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов) в области суперсплавов создают потенциал для увеличения ресурса наиболее нагруженных лопаток, снижения расхода воздуха на охлаждение или увеличение температуры перед турбиной", - отмечают авторы статьи.
       Третий этап предполагает создание на базе ТМ16 нового газотурбинного двигателя мощностью 25 МВт и КПД 40% за счёт установки промежуточного воздухоохладителя между компрессорами.
       "Как результат, эффективность ГТД V поколения может быть достигнута уже на существующих и доступных технологиях II-IV поколения. Проект теплообменного аппарата выполнен максимально рационально и органично вписан в газовоздушный тракт, при этом не исчерпаны возможности дополнительного уменьшения размеров за счёт перехода к суперкомпактным теплообменным ячейкам. Преимущества промежуточного охлаждения: меньшая цена (по сравнению с аналогами), теоретически более высокие надёжность и ресурс ГТД, а температура теплоносителя при выходе допускает его использование в системах отопления", - пишут авторы проекта.
       "Тюменские моторостроители" - единственное в России производственное предприятие с полным циклом ремонта газотурбинных двигателей ДН-80, ДУ-80, ДГ-90. Здесь также проводят капремонт и техобслуживание газотурбинных судовых конвертированных двигателей. Наряду с ремонтом специалистами завода осуществляется инженерное сопровождение и техническое обслуживание двигателей.
      
       Ан вак пч мл
      
      
      

     
Назад    
     
Новости
16:39 Премьер Ливана призывает СБ ООН принять резолюцию о немедленном прекращении огня между Израилем и "Хезболлой"
14:53 Папа римский обсудил с Зеленским пути урегулирования ситуации на Украине
14:18 Минобороны РФ: на курском направлении отражено пять новых атак ВСУ
14:13 Минобороны РФ: за сутки потери ВСУ на курском направлении составили более 300 человек
13:45 Минобороны РФ: взят под контроль поселок Островское в ДНР
13:38 За неделю нанесено 38 групповых ударов высокоточным оружием и дронами по объектам, обеспечивавшим ВПК Украины, а также аэродромам - Минобороны РФ
12:42 Нобелевскую премию мира присудили японской ассоциации выживших после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки
11:43 Белоусов проинспектировал работу Центра перспективных беспилотных технологий Минобороны
11:38 США обеспокоены действиями КНР в Южно-Китайском море - Блинкен
09:58 Корабли береговых охран России и Китая впервые провели совместное патрулирование на севере Тихого океана - ФСБ РФ
 
Интервью
Антон АлихановГлава Минпромторга РФ: мы понимаем, что импульс поствосстановительного роста не бесконечен
Андрей ЕльчаниновПервый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Денис МантуровДенис Мантуров: Для развития мощностей необходимо привлечение дополнительных дешевых денег
А.АрбатовАкадемик Алексей Арбатов: нужно говорить не о разоружении, а о восстановлении контроля
С.Иванов               Палестинскую проблему можно решить только сообща!
 
 
Главное
В Петербурге спустили на воду дизельную подлодку "Якутск" (11.10.2024 11:36:25)
Д.ПесковКремль не получал сигналов о готовности Киева прекратить огонь на линии соприкосновения (10.10.2024 12:40:07)
Су-34ОАК передала Минобороны РФ партию бомбардировщиков Су-34 (09.10.2024 10:11:15)
БПК "Адмирал Пантелеев"Корабли РФ и Китая отработали противолодочные задачи при патрулировании в АТР (08.10.2024 13:54:00)
Министерство обороны РФРоссийская армия взяла под контроль два населенных пункта в ДНР (08.10.2024 12:24:50)
Минобороны РФ заявило о взятии под контроль поселка Гродовка в ДНР (07.10.2024 18:20:42)
«Ярс»Минобороны РФ сообщило об учении со стратегическими комплексами "Ярс" в Сибири (07.10.2024 9:15:00)
Министерство обороны РФМинобороны РФ сообщило о поражении в порту "Южный" контейнеровоза с боеприпасами для ВСУ (06.10.2024 17:56:00)
 

Copyright © 1991—2024 Interfax. Все права защищены. Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.