- Страхи были вполне оправданы, так как Иран – это нефть, Катар – газ. И соответственно от того, какое участие будут принимать эти страны в ближневосточных событиях, зависит положение в мировой энергетике.
- Опасения относительно негативного влияния конфликта на мировые энергетические рынки психологически объяснимы. Но надо понимать, что они во многом базировались на исторических аналогиях, которые уже как минимум пять-семь лет бесповоротно устарели. Ближний Восток принципиально изменился и продолжает ускоренно меняться. Сама реакция арабских стран Залива, Египта, Иордании и даже Ирана на противостояние Израиля и ХАМАС подтверждает, что в ведущих странах региона победил экономический прагматизм. Страны, каждая по-своему, втянулись в глобализацию, активно развивают региональное экономическое сотрудничество, сделали стратегическую ставку на диверсификацию экономических структур, привлечение иностранных инвестиций и технологий. Унаследованный от прошлого конфликт мешает экономическому развитию.
Таким образом пока негативные последствия имеют региональное измерение. Уже 9 октября по соображениям безопасности была свернута добыча на газовом месторождении Тамар, что в свою очередь привело к сокращению экспорта газа из Израиля в Египет. При этом экспорт израильского газа в Иорданию удалось сохранить. Частично сокращение прямого экспорта в Египет было компенсировано увеличением транзита газа через Иорданию. При том, что Египет испытывает серьезные трудности с экспортом собственного СПГ, потеря израильского газа негативно сказывается на торговом и платежном балансе, от состояния которых критически зависит экономический рост страны. Перерыв добычи оказался недолгим, и в середине ноября экспорт израильского газа в Египет начал быстро восстанавливаться.
- В том регионе мира были и проявления пиратства.
- Йеменские хуситы 18 ноября 2023 г. захватили в Красном море арендованное японской компанией морское судно - автомобилевоз Galaxy Leader, принадлежащее британской компании, частично контролируемой израильским бизнесменам и совершавшее рейс из Турции в Индию под флагом Багамских островов. Захвачено 25 членов экипажа с Украины, Филиппин, из Болгарии и Мексики. Я намеренно передаю детали, которые свидетельствуют о сложном сетевом устройстве современной глобальной экономики. В январе 2022 г. хуситы захватили грузовое судно под флагом Объединенных Арабских Эмиратов, перевозившее грузы для больницы в Саудовской Аравии. Какими бы целями ни оправдывались подобные действия, они расцениваются как морское пиратство. Эти действия наносят ущерб региональной экономике и торговле. Если пиратство в этом субрегионе станет нормой и достигнет критической массы, глобальные и региональные игроки найдут способы покончить с этим.