Начальник 4-го Главного управления при Спецстрое России Михаил Ташлык: «При строительстве военных объектов мы используем уникальные технологии» | ||
В структуре Спецстроя России лучшим по итогам прошлого года признано 4-е Главное управление. Предприятие успешно выполнило все контракты по строительству сложнейших объектов в интересах Минобороны РФ, СВР, ФСБ, других госструктур. Четвертый главк, в частности, создает уникальные сооружения и комплексы военно-морской базы Черноморского флота в Новороссийске, ведет реконструкцию и строительство инфраструктурных объектов Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов ВМФ России. За счет чего удалось добиться столь высоких результатов, рассказал «Интерфаксу-АВН» начальник 4-го Главного управления при Спецстрое России Михаил ТАШЛЫК.
- Михаил Петрович, какие наиболее значимые проекты были реализованы в 2015 году, и что предстоит выполнить в этом году?
- Намеченные планы на 2015 год коллектив 4-го Главного управления при Спецстрое России выполнил. Специалисты предприятия успешно работают на строительстве пунктов погрузки изделий на Камчатке и в Североморске, реконструкции причального фронта и акватории в Балтийске, объектах обустройства военных городков ВДВ в Новороссийске, Анапе, Ставрополе и Сухопутных войск в Чеченской республике. В прошлом году и без того широкая география нашей деятельности, пополнилась объектами и в республике Крым. - Какие из завершенных или находящихся в работе объектов можно выделить в качестве наиболее интересных: с инженерной, строительной или иных точек зрения? - Все объекты, которые мы строим – интересны и сложны по-своему. Наиболее показательный пример - Военно-морская база в Новороссийске. Для России все показатели здесь рекордные, общая длина оградительных сооружений почти два с половиной километра, они построены на глубинах до двадцати семи метров. Эти сооружения по протяженности и глубине входят в первую пятерку подобных гидротехнических объектов в мире. Конструкция мола уникальна по технологии возведения. Его основа – целая эстакада наклонных буронабивных свай, длина которых в зависимости от глубин достигает 50 метров, это высота шестнадцатиэтажного дома, а масса сваи составляет двадцать тонн! Мы здесь используем уникальные технологии по транспортировке к месту погружения, стыковке и бетонированию элементов свайного основания, ведем непрерывное бетонирование конструкций с плавсредств. Первые из строящихся причалов уже смогли принять три единицы нового поколения субмарин "Новороссийск", "Ростов-на-Дону" и "Старый Оскол". Подобных или даже перспективных дизель-электрических подводных лодок в Военной гавани сможет разместиться до семи единиц. - Есть ли специфические отличия при выполнении работ в интересах разных флотов в зависимости от географии их размещения? - Безусловно, особенности такие есть. Например, в Вилючинске в интересах Тихоокеанского флота мы возводим причалы для базирования субмарин нового поколения типа «Борей». Все объекты здесь строятся с учётом повышенной сейсмоустойчивости, что особенно важно для этого региона. Помимо применения передовых технологических решений, новейших материалов и техники мы были вынуждены провести сложные работы по очистке дна от множества посторонних предметов. Да, это дополнительные затраты, увеличение сроков строительства, но мы создаем цельную систему флотских объектов - от современных пирсов и пунктов энергоснабжения, до складов и жилой зоны. Создаются не простые причалы, а целые комплексы сооружений и коммуникаций - все это обеспечит надежную стоянку кораблей и подводных лодок без лишнего расхода ресурса двигателей и энергетических установок. География строительства нашего предприятия широка, поэтому для безусловного выполнения всех поставленных руководством страны задач имеем разветвленную сеть филиалов, каждый из которых обладает развитой материально-технической базой, новейшей строительной техникой. - Где на Дальнем Востоке помимо Вилючинска ваш главк еще ведет работы? - Работаем во Владивостоке. В бухте Малый Улисс вскоре появится новый городок с мощной инфраструктурой, он составит основу пункта базирования сразу нескольких корабельных соединений. Сюда на вооружение Тихоокеанского флота в обозримом будущем поступят вертолетоносцы и боевые корабли новых проектов. Причальная линия, на которой ведется строительство и реконструкция, протянулась более чем на два с половиной километра. - Известно, что в рамках подготовки к Армейским международным играм – 2016 было обустроено 20 площадок. Принимал ли ваш главк участие в этой работе? - Самая большая сложность в строительстве объектов для «Армейских игр – 2016» - это сжатые сроки их возведения. Мы вели строительство четырех комплексов объектов для конкурсов и все сдали в срок - до июля. Часто требовались нестандартные идеи и специальные материалы. Например, профессиональный скалодром для состязания "Эльбрусское кольцо" в Приэльбрусье. Это целая история, как мы его возводили, подбирали материалы, создавая полную имитацию горной скалы с уступами. Главное – все получилось. В будущем эти сооружения послужат прекрасной тренировочной базой для отработки действий военных подразделений в горах. Для конкурса по водолазному многоборью «Глубина 2016», который проходит в Севастополе на базе Учебного центра подготовки военных спасателей и водолазных специалистов ВМФ, мы построили водолазные павильоны из быстровозводимых блок-модульных зданий, причалы, водолазные посты с учебными площадками, пост руководителя работ с видовой террасой. На оборудованной площадке разместился мобильный автономный барокомплекс с подключением энергоснабжения - это обеспечит безопасность водолазов при проведении подводных спусков. Также подготовили к соревнованиям «Десантный взвод» и «Чистое небо» полигоны в Ейске и станице Раевская в Краснодарском крае. - Какие современные решения и технологии применяются в ходе строительства? Как вы оцениваете их эффективность? - Мы стараемся применять в строительстве, в том числе и в гидротехнике, все самое новое, что есть сегодня не только в нашей стране, но и в мире. Посещаем выставки по гидротехнике, в том числе и зарубежные. Без инноваций сегодня в строительстве работать невозможно. Возводя объекты обороноспособности страны, мы стараемся минимизировать наше взаимодействие со сторонними контрагентами - выполнение важнейших государственных задач не может зависеть от мощностей коммерческих организаций. Приведу пример, при строительстве штаба Новороссийской военно-морской базы столкнулись с тем, что в проект сооружения были заложены сложные густоармированные железобетонные конструкции. Требовалось найти новые решения в части обеспечения качества монолитного железобетона с учетом возможных издержек и затрат. Единственно возможным решением задачи стало применение самоуплотняющегося бетона. Мы пошли на риск и разработали собственную технологию изготовления такого бетона. И сегодня можем на любом растворобетонном узле подобрать состав бетонной смеси и начать ее выпуск с учетом характеристик тех инертных материалов, которые применяют в конкретной местности. Сейчас этот положительный опыт внедрен и на строительстве общежития для экипажей подводных лодок в береговом комплексе Военной гавани. Учитывая определенную специфику нашей работы практически полный цикл работ, более 75 процентов, мы выполняем собственными силами. Сами проектируем, производим строительные материалы, свои силы и технику применяем на сложнейших гидротехнических сооружениях. - В последнее время особенно актуальной является проблема импортозамещения. Какие меры принимаются в этом направлении в плане развития собственной производственной базы, организации закупок материалов и техники? - Жизнь нас вынуждает приспосабливаться к новым экономическим условиям - наши проектировщики разрабатывают собственные аналоги, ищут отечественных поставщиков материалов для всех новых технологий. Это в некотором роде ограничивает нашу свободу в выборе путей развития. Но мы не останавливаемся и даже не замедляем инновационную работу. С целью снижения себестоимости строительства причальных сооружений, а также, учитывая стратегию, направленную на импортозамещение, освоили производство нового вида продукции. Ранее причальные отбойные устройства, амортизаторы, предохраняющие от повреждения при швартовке или волнении и корпус судна, и сам причал, закупали за границей или зачастую применяли гирлянды подвешенных на цепях старых автомобильных покрышек. Теперь на объектах ВМФ устанавливаем отбойные устройства для швартовки кораблей к причальным сооружениям собственного производства. Отмечу, что сейчас потребность на рынке в большом объеме такого оборудования есть - во многих портах России производится реконструкция причальных сооружений, которая предусматривает обязательное обновление причальной линии. Мы готовы удовлетворить спрос. Хочу отметить, что отбойные устройства мы изготавливаем с использованием новых технологий. Главным элементом в них является полиуретановый кранец, который поглощает энергию судна при швартовке и который раньше выпускали на зарубежных предприятиях из резины. Наши кранцы из полиуретана обладают большей устойчивостью к сжатию и износу. К примеру, резина выдерживает 50 тысяч циклов сжатия, а изделие из полиуретана - 300 тысяч. К тому же, они более устойчивы к агрессивной морской среде, к ультрафиолету, к перепаду температур, к загрязнениям. А антикоррозийная обработка стальной фронтальной панели и металлических составляющих осуществляется уникальным составом отечественного изобретения производства, что тоже позволяет говорить о значительном увеличении срока их службы Работы, которые мы выполняем - высокорентабельные, крайне сложные, узкоспециализированные - подобных предприятий в стране единицы, поэтому мы крепко стоим на ногах даже в тяжелое для строительной отрасли время.
|