Руководитель программы "Фрегат Экоджет" Александр Климов: Мы рассчитываем на компетенции российских компаний | ||
![]() Климов Летом 2017 года российская технологическая компания «Фрегат Экоджет» представила на Международном авиа-космическом салоне МАКС -2017 обновленную концепцию программы создания широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета. Эта машина, получившая название «Фриджет», при взлетном весе порядка 140 тонн способна перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 3500 километров. О ходе выполнения программы и об особенностях нового самолета рассказал "Интерфаксу-АВН" руководитель программы "Фрегат Экоджет" Александр КЛИМОВ.
- Александр Валентинович, как развивается ситуация по программе «Фрегат Экоджет»?
- Текущая деятельность в рамках программы «Фрегат Экоджет» осуществляется в двух направлениях. Первый блок проектов связан непосредственно с плановым развитием продукта «Фрегат Экоджет», а второй - направлен на определение и внедрение стратегически новой операционной модели реализации программы. - Расскажите подробнее - какие задачи сегодня решаются в рамках этих проектов, каких результатов уже удалось добиться? - К сожалению, следовать первоначальному плану программы не удалось, и основной причиной этому послужило отсутствие на мировом рынке современных двигателей в классе тяг 18-23 т, которые являлись двигателями-кандидатами для самолета «Фрегат Экоджет». Очевидно, что близкая перспектива появления таких двигателей отсутствует, поэтому было принято решение внести ряд концептуальных изменений в конструкцию самолета, направленных на реализацию возможности использования силовых установок, которые доступны на рынке. Выбор был сделан в пользу российских двигателей ПД-14 производства компании "ОДК-Авиадвигатель". В целом, за прошедший год по программе «Фрегат Экоджет» было сделано очень многое. Всего за 3 месяца удалось внести необходимые изменения в конструкцию и предложить новую концепцию семейства широкофюзеляжных среднемагистральных самолётов, которая получила название «Фриджет». Ключевой особенностью нового решения стало применение распределенной маршевой силовой установки, состоящей из четырех двигателей (как вы уже поняли - это ПД-14), и это открыло нам новые возможности. Избыток тяги, образовавшийся с использованием новой силовой установки, создал условия для реализации принципов «более электрического самолета» и целого ряда других опережающих конструкторских решений, выводящих продукт на траекторию развития самолета завтрашнего дня. Аванпроект самолета «Фриджет», был анонсирован на авиасалоне МАКС-2017 под формулой «Умнее, Тише, Чище» и вызвал большой интерес отраслевого профессионального сообщества и экспертов. Следует отметить, что под проектом «разработки концепции самолета» понимается не только проработка принципиальной конструкции планера, но и проведение целой серии исследований, вычислений и экспериментов, соответствующих самым современным стандартам авиастроения. В настоящее время концептуальное проектирование завершено - разработаны конечно-элементные модели высокой степени подробности; составлена весовая сводка конструкций планера; детализирован проект производства по узловой агрегатной сборке самолёта; создан цифровой макет самолета. Программа вплотную подошла к очередному этапу - определению технического лица самолета «Фриджет». - Действительно, такой серьезный прогресс за относительно короткий срок, несмотря на трудности, с которыми вы столкнулись - это впечатляет. Каким образом вам удается выполнять настолько разные по своей специфике работы, ведь штат у вашей компании совсем небольшой. Ваши специалисты настолько универсальны? Или вы пользуетесь услугами внешних подрядчиков? - В основе стратегии реализации программы «Фрегат Экоджет» заложены принципы распределенного использования ресурсов - финансовых, человеческих, интеллектуальных, вычислительных. И сегодня тенденции применения и развития подобных подходов прослеживаются повсеместно. Окружение проектов постоянно меняется, требуя гибкости и готовности оперативно реагировать на любые изменения как внешних, так и внутренних факторов, которые оказывают влияние на ход отдельных проектов программы, а значит и на ход выполнения программы в целом. Именно поэтому, все усилия направлены на создание эффективной операционной модели для формирования и управления проектной кооперацией. Это направление является основным в стратегии деятельности компании «Фрегат Экоджет», независимо от вектора развития продукта. В частности, несмотря на внесение существенных изменений в конструкцию, темпы работ по определению самолета в части структурных элементов планера, самолетных систем и оборудования не снижались. Благодаря выстроенной системе проектной кооперации и сетевому принципу организации работ, мы можем широко привлекать, отбирать и с успехом использовать решения, максимально соответствующие техническим и экономическим требованиям конкретного проекта. Получен успешный опыт, когда на одном проекте могут быть сосредоточены десятки специалистов, объединённых на уровне проектных команд. Более 20 компаний сотрудничают с нами в рамках такого подхода, например холдинг «Технодинамика», «AKKA Technologies», «Thyssenkrupp System Engineering» и многие другие. Таким образом, нет необходимости накапливать собственные компетенции в части выполнения высокотехнологичных работ - если можно с успехом использовать уже имеющиеся, причем доля отечественных поставщиков становится всё внушительнее с каждым днём. - То есть вы выполняете роль «интегратора технологий» на базе своего самолета? Как вы организуете взаимодействие такого количества подрядных организаций в рамках одного проекта? - Программа «Фрегат Экоджет» рассматривается нами как основа для создания новой цифровой индустриальной платформы. И, хотя сегодня термином «платформа» уже никого не удивить, все же следует сказать о нем, поскольку он как нельзя лучше отражает суть происходящих изменений. Под влиянием распространения модульных цифровых платформ и применения платформенных технологий, изменениям подвергаются не только архитектуры конкретных организаций. Происходит трансформация существующих рынков и операционных моделей, которые их обеспечивают. Платформа сегодня - это способ подключить к единому информационному пространству людей, устройства, системы и процессы по всей цепочке создания продукции. И речь идет не только об интеграции различных программных продуктов, а о создании новой комплексной системы - открытой, общедоступной инфраструктуры для взаимодействия разработчиков, поставщиков, производителей и потребителей продуктов и услуг на любом уровне. За прошедший год мы серьезно продвинулись в формировании такой операционной модели, хотя и здесь не обходится без трудностей. Каждый проект по-своему уникален. Требуется тонкая настройка конфигураций взаимодействия между участниками с учетом функциональных возможностей и особенностей каждого из них. При этом, общие принципы управления системой должны быть четко определены, обладать достаточной универсальностью и прозрачностью, обеспечивать высокую эффективность. При таком подходе, особую трудность представляет определение юридической формы организации подобной деятельности. Государственные регуляторы и законодательная база, как правило, не готовы поддержать быструю трансформацию отрасли, поэтому наиболее очевидной и естественной формой существования такого рода отношений, на мой взгляд, является консорциум. По своей сути консорциум и есть - стратегические исследовательские, технологические или инвестиционные партнерства в составе различных компаний. При этом, принципиально значимым является участие в составе консорциума всех заинтересованных сторон - поставщиков технологических решений, потребителей этих решений и государственного регулятора (в лице ответственного федерального органа исполнительной власти). - Вы рассматриваете платформу и консорциум как способ организации совместной деятельности компаний на уровне целой индустрии, в нашем случае - проектирование и производство воздушных судов. Вы считаете такое возможным в нашей стране? - Мы на своем опыте убедились в том, что для реализации сложных проектов, где десятки компаний выполняют множество различных работ, без использования новейших подходов в организации процессов - не обойтись. Будь то разработка нового самолёта, строительство промышленного объекта или проведения серии исследований с целью поиска лекарства от болезни. Именно такие, новые формы взаимодействия и позволяют развивать все те прорывные технологии, о которых сегодня так много говорится. Многие ошибочно полагают, что технологии сами улучшаются со временем, но это не так - они подвержены деградации. Технологии совершенствуются только тогда, когда люди активно применяют их в работе. Новые технологии позволяют выполнять работы быстрее, существенно снижать их стоимость, делать процессы управления прозрачнее, а сами результаты работ - доступнее для дальнейшего широкого применения и совершенствования. Каждый факт успешного применения или внедрения какого-либо технологического решения выводит на новый уровень эффективности не только конкретную компанию, но и отрасль в целом. Очевидно, что от этого выигрывают все. Именно этот эффект имеет наибольшую ценность, и его можно масштабировать, применяя платформенный подход. Убежден, что представление максимального набора компетенций и ресурсов на базе единой платформы будет способствовать развитию дискретных технологий, которые в свою очередь будут обогащать друг друга, создавая эффект синергии в результате их активного совместного использования. Для масштабирования успехов одной компании, до уровня индустрии, необходимо сконцентрировать усилия на создании и постепенном внедрении этого нового платформенного подхода, объединяющего в себе наиболее успешные наработки, имеющиеся на сегодня у всех ведущих представителей отрасли. Подобных решений появляется все больше, они успешно применяются и стремительно развиваются, и не только в авиации. - Можно считать, что это и есть ваши планы на 2018 год? - Совершить новую промышленную революцию силами одной компании в такой короткий срок, конечно же невозможно. Однако, уверены, что двигаемся в правильном направлении и встречаем все больше партнеров, которые разделяют этот подход. Самолет «Фриджет» уже имеет очень высокую степень конструкторской проработки, что обеспечивает возможность использования его в качестве базового для отладки новых операционных моделей на уровне общей цифровой платформы. Дополнительное преимущество состоит в том, что этот проект существует не только в планах, но уже находится в активной стадии своей реализации. В течение следующего года планируется полностью завершить фазу определения самолета «Фриджет» и перейти к этапу индустриализации, а именно: сформировать технические задания на изготовление (производство) и поставку элементов конструкции планера, самолетного оборудования и бортовых систем. Используя возможности кооперации программы «Фрегат Экоджет» планируется заложить испытательный стенд-демонстратор системной интеграции, также известный как «Железная птица» (Iron Bird). Это идеальный инструмент для проверки характеристик всех компонентов системы и их совместимости. Нет сомнений в том, что этот демонстратор технологий станет привлекательной площадкой для глобальной кооперации поставщиков и разработчиков самолетных систем. Их совместное использование на базе демонстратора позволит проводить полномасштабные испытания, проанализировать их совместную работу, выявить все слабые места и инициировать внесение необходимых изменений на ранних стадиях разработки. Говоря о векторе развития компании - мы намерены и далее развивать проектную кооперацию в рамках программы «Фрегат Экоджет», и прежде всего, рассчитываем на компетенции российских компаний. Накопленного ими технологического потенциала уже достаточно, чтобы обеспечить такой проект, как вывод полностью российского самолета на международный рынок.
|