ФПИ создаёт компактного летающего робота | ||
![]() Кондратьев Фонд перспективных исследований (ФПИ) создает компактного автономного летающего робота. Новые машины должны будут летать автономно по одиночке и в группе, ориентироваться в сложных пространственных условиях, спускаться в недоступные для существующих дронов подземные помещения, строить карты помещений, искать людей, а также выполнять другие задачи. О том, как продвигается работа по созданию перспективного летающего робота, в интервью обозревателю "Интерфакса" Илье Морозову рассказал руководитель проекта Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники ФПИ Александр КОНДРАТЬЕВ. - Темой "Аэробот" мы начали заниматься в прошлом году, когда возникло понимание необходимости аппаратов такого класса. Это небольшая машина, которая должна уметь работать в сложных условиях в ограниченном пространстве, например, в полностью или частично разрушенных зданиях. Исходя из этого, были установлены максимальные габариты – до 70 сантиметров – это стандартный дверной проем. При создании аппарата мы решаем ряд проблемных вопросов. Например, каналы управления: работа в сложных условиях, внутри конструкций из бетона и металлической арматуры, с нарушенными электросетями создает много помех для связи. Поэтому одна из задач – снизить значение канала связи в контуре управления аппаратом, сделать систему полуавтономной или даже полностью автономной. - Радиолокация также будет применена? - Радиолокация – хорошая тема. Сейчас в автомобильной промышленности активно применяются такие решения в ходе работ по созданию беспилотных автомобилей. В настоящий момент мы ориентируемся на систему технического зрения, включающую в себя сенсорику в видимом, тепловизионном и инфракрасном диапазонах, вычислитель, плюс интеллектуальную систему обработки. С учетом заложенных габаритов, задача достаточно сложная, поэтому Фонд принял решение развивать проект поэтапно. Первый этап – создание инструмента, на котором можно дальше исследовать математические решения, инженерные подходы, оптимизировать сенсорику. Мы провели первую часть конкурса, по результатам которого определили исполнителя по созданию лаборатории. Выиграл Московский физико-технический институт (МФТИ). Сейчас завершаем этап создания летающей лаборатории, а параллельно уже стартовал конкурс на лучшее программно-аппаратное решение. Заявились 44 команды, в основном, из ВУЗов. В конце апреля и он будет завершен. - В чем суть конкурса? - С 13 по 15 ноября на базе МФТИ будет проводиться оценка зачетных попыток. Конкурсантам дается симулятор, в котором есть физическая модель нашего аппарата. Есть цифровое "помещение" со входом, откуда должна стартовать модель. Перед командами ставится простая и сложная задача одновременно – за минимальное время с минимальным количеством столкновений достигнуть установленной финишной точки, при этом на пути будут сгенерированные в случайном порядке препятствия. - В автономном режиме? - Да. Участники нажимают кнопку "Старт", мы включаем секундомер и полетели. По результатам этой работы отберем десять команд, которым раздадим создаваемые сейчас лаборатории, и в апреле полетим уже "в железе". Только мы уже выстроим реальное помещение и расставим в случайном порядке препятствия. Задача осложняется тем, что у участников не будет возможности пользоваться аппаратурой спутниковой навигации, а только имеющейся в аппаратах сенсорикой. - Одной из задач проекта являлась отработка алгоритма работы таких аппаратов в группе. Как реализуется эта задача? - В рамках работы по созданию летающей лаборатории решаются задачи группового управления. Мы уже в течении года активно летаем, занимаясь практической отработкой алгоритмов и программного обеспечения, которое войдет в состав комплекта средств разработчика. - Как решается вопрос с передачей данных? - Вопрос связи волнует многих, кто занимается разработкой робототехнических комплексов. Например, при полете в группе аппараты должны знать местоположение друг друга, для чего происходит постоянный обмен информацией между машинами. Наиболее простое и дешевое решение на данный момент – это WI-FI. Но проблемы WI-FI всем известны. К сожалению, эта система связи не предназначена для работы с высокодинамичными объектами. На летающей лаборатории мы поставили специализированные каналы, там этой проблемы не будет. У нас есть широкополосный канал для передачи больших потоков информации, в том числе видеопотоков, и узкополосный канал для управления. Это уже специализированные каналы связи. - Ваш аппарат должен быть обеспечен системами защиты от различных видов воздействия, например, радиации? - Пока таких задач перед собой мы не ставили. Когда будем согласовывать технические требования с потребителями, тогда определимся окончательно. Аппарат – достаточно хрупкая вещь, в первую очередь его нужно защитить от последствий возможного падения. Введение дополнительных типов защиты, например, от той же радиации, приведет к увеличению веса, а мы боремся за каждый грамм. Поэтому мы уделили очень много внимания в ходе проекта одному из ключевых моментов в проектировании подобных аппаратов – винтомоторной группе, которая определяет тяговооруженность: скорость, продолжительность полета, маневренность. Мы пошли на определенную хитрость при создании нашей системы. Лучи, на которых установлены винты, могут поворачиваться вокруг оси в разные стороны. Сегодня квадрокоптеры летают за счет увеличения или снижения скорости вращения винтов. Обычный аппарат летит под углом, нам это не подходит: в ряде случаев камера и другие элементы сенсорики будут смотреть в "пол". Наша конструкция, за счет изменения угла атаки винтов, позволяет повысить маневренность и обеспечить горизонтальное положение элементов системы технического зрения. - Какие датчики вы установили в аппарат? - Аппарат оснащен системой спутниковой навигации, также на борту стоит акселерометр, барометр, альтиметр, лазерный дальномер, две системы бинокулярного зрения вперед и вниз, инфракрасная камера. - Одной из проблем, которую вам нужно было решать при создании аппарата, размер датчиков. Удалось найти нужное решение? - Подбор всех комплектующих аппарата велся исходя из их размеров и массы. В целом, нам удалось удачно скомпоновать все системы. Какие-то решения в процессе работы мы меняли, но в основном, все сделано так, как и было запланировано. Аппарат создан по модульному принципу, чтобы можно было менять компоненты системы без изменения конструкции в целом. Для нас это лаборатория, но в прикладном проекте, конечно, придётся все делать несколько иначе, чтобы максимально снизить вес аппарата. Есть над чем работать. Но в этом и цель создания летающей лаборатории – исследование путей дальнейшего развития, снижения веса, повышения энерговооруженности, улучшения работы датчиков. Например, с той же энергетикой можно решать вопрос в лоб, повышая мощность, емкость и размер аккумулятора, а можно поработать с системой управления питанием: отключать те или иные системы в тот момент, когда они не используются, оптимизировать систему управления полетом, о чем я уже рассказывал выше. - Сколько аппарат весит? - Сейчас вес составляет до четырех килограммов. Длина и ширина с учетом винтов –– до 70 см. - Применяются ли композиты в этом роботе? - Схема стандартная: лучи винтомоторной группы из углеволокна, корпус из пластика, внутри него ажурная алюминиевая конструкция. Рассчитывая прочность, мы учитывали возможность падений. Для минимизации потерь мы закладывали прочностные характеристики так, чтобы в определенных местах у нас ломались лучи, оберегая более дорогостоящую начинку. Лучи – это трубки, их достаточно просто поменять, а вот менять электронику более проблематично. - Есть ли уже натурный образец? - В ближайшие дни пройдут натурные испытания, в ноябре он будет сдан. - То есть весной должен появиться аппарат с программным обеспечением, умеющий летать автономно? - Да, но пока речь идет об автономности в пределах той площадки, которая будет использована весной в ходе конкурса. Мне сложно прогнозировать результат этой работы, надеюсь, что аппараты полетят нормально. В любом случае, это будет не конечный уровень. Работа продолжится. Будем учить летать эти роботы дальше. В рамках этого конкурса мы говорим о статичной обстановке, в полевых условиях ситуация может меняться: будут различные условия освещенности, могут быть задымления, ветер, искрения. Все это достаточно серьезные помехи, с ними будем бороться уже в прикладном проекте. - Когда могут быть получены первые прикладные образцы? - Самое сложное – это система технического зрения и интеллектуальные алгоритмы обработки. Сегодня эффективные алгоритмы по распознаванию построены на базе глубоких нейронных сетей. Думаю, что эта составляющая тоже должна появиться в машине, чтобы она реально могла летать автономно. Это Фонд сможет решить в ближайшие годы.
|